Куратор коллекции

Скульптура «Дама, снимающая маску». Модель 1906, выпуск 1920- 1930-х годов. Автор росписи М. Шмаков, исполнитель неизвестен. Фарфор. Позолота. Высота - 21,6. Без марки. Государственный фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова.

Скульптура «Дама, снимающая маску». Модель 1906, выпуск 1920- 1930-х годов. Автор росписи М. Шмаков, исполнитель неизвестен. Фарфор. Позолота. Высота - 21,6. Без марки. Государственный фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова.

Сомов Константин

Сомов Константин

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Скульптура «Дама, снимающая маску». К. Н. Сомов. Модель 1906, выпуск 1920- 1930-х годов. Автор росписи М. Шмаков, исполнитель неизвестен. Фарфор. Позолота. В. 21,6 Без марки. Государственный фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова. По модели, заказанной К. Н. Сомову, на Императорском фарфоровом заводе в 1906 году было выполнено четыре фигуры «Дама, снимающая маску». Одна скульптура была 1 2 расписана автором, две копии исполнила Л. Мидина, четвертую М. Шмаков расписал золотом.3 В отчете Императорских фарфорового и стеклянного заводов за 1906 год говорится: «По приглашению устроителя выставки русского искусства в Париже С. Дягилева в его распоряжение для означенной выставки, перешедшей впоследствии в Берлин, были предоставлены 3 группы и фигуры («Дама, снимающая маску», «Влюбленные», «На камне»,- прим, авт.), исполненные по моделям К. Сомова. Как та, так и другая выставки пользовались успехом».4 Стала пользоваться успехом и скульптура «Дама, снимающая маску». Из трех работ К. Н. Сомова, созданных для фарфора, она была самой популярной, и в 1920-1930-х годах на Государственном фарфоровом заводе имени М. В. Ломоносова относилась к группе изделий повышенного спроса, ее делали как для внутреннего рынка, так и для экспорта. В 1920-х годах модель претерпела некоторые изменения, что было вызвано производственными требованиями — отминку скульптуры заменили на литье. Представленная на экспертизу скульптура К. Н. Сомова «Дама, снимающая маску» является подлинным изделием Государственного фарфорового завода имени М. В. Ломоносова и имеет большую историко-художественную ценность как редкий образец росписи.

Литература: Лансере А. К. Русский фарфор. Искусство первого в России фарфорового завода. Л. 1968. Кат. № 197 Никифорова Л. Р. Русский фарфор в Эрмитаже. Л. 1973. Кат. № 133,134 Андреева Л. Советский фарфор. 1920-1930 годы. М. 1975. С. 50-51 Агаркова Г. Д., Петрова Н. С. Ломоносовский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1744-1994. Швейцария. 1994. С. 100 Русский фарфор. 250 лет истории. К юбилею Ломоносовского фарфорового завода. Каталог выставки. М., 1995. С. 122 Кудрявцева Т. В. Русский Императорский фарфор. СПб. 2003. С. 233 Носович Т.Н., Попова И.П. Государственный фарфоровый завод. 1904-1944. СПб. 2005. С. 152-153 Самецкая Э.Б. Советский фарфор 1920-1930-х годов в частных собраниях Санкт-Петербурга. М. 2006. С. 18 Примечания: 1 Мидина Людмила Яковлевна, живописец по фарфору. Работала на Императорском фарфоровом заводе в надглазурной росписи с начала 1900-х годов. Расписывала вазы по эскизам К. Н. Красовского, скульптуры К. А. Сомова, «Народности России» П.П.Каменского. После Октябрьского переворота 1917 года продолжала работать на Государственном фарфоровом заводе, ее фамилия встречается в расценочных ведомостях в 1918-1923 годах. По аттестации 1918 года ей была присвоена II группа и 1 категория, что свидетельствовало о высоком профессиональном мастерстве живописца. 2 Шмаков Максим Васильевич. (Около 1862 г.-?) Живописец по фарфору, специализировался в надглазурной живописи эмалевыми красками. Работал на Императорском фарфоровом заводе с 1877 года. 3 РГИА, ф.503, оп. 1(543/2332), д. 96, л. 16 об. 4РГИА, ф.503, оп. 1(543/2332), д. 96, л. 9 об.

Искусствовед Н. С. Петрова