Куратор коллекции

«Комсомолка с книгой» Государственный фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова Около 1930 г. Модель 1928 - 1929 гг. Исполнитель росписи неизвестен. Марка: в массе серп, молот, часть шестерни. Фарфор, роспись надглазурная полихромная. Высота - 21 см.

«Комсомолка с книгой» Государственный фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова Около 1930 г. Модель 1928 - 1929 гг. Исполнитель росписи неизвестен. Марка: в массе серп, молот, часть шестерни. Фарфор, роспись надглазурная полихромная. Высота - 21 см.

Квашнин Сергей?

Квашнин Сергей?

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Скульптура С. Квашнина «Комсомолка с книгой». Государственный фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. Около 1930 г. Модель 1928 — 1929 гг. Автор модели С. Квашнин. Исполнитель росписи неизвестен Марка: в массе серп, молот, часть шестерни Фарфор, роспись надглазурная полихромная В — 21 см Подлинность представленной на рассмотрение фигуры «Комсомолка» и принадлежность предмета Государственному фарфоровому заводу не вызывает сомнения. Стилистический анализ, качество фарфоровой массы, характерные технологические особенности работы, способ декорирования -все эти признаки соответствуют указанному времени и производству. На обороте подножия работы в массе — марка завода, ставившаяся на скульптурных изделиях в обозначенное время. Автором работы предположительно является С. Квашнин, бывший к тому времени, вероятно, выпускником или студентом одного из учебных заведений. Ситуации, когда завод приобретал предлагаемые ему скульптурные модели студентов-практикантов, были вполне обычной практикой расширения ассортимента. Предлагаемые для воспроизведения работы рассматривались на художественных совещаниях завода, принимались ими (при этом могли быть сделаны какие-то замечания и предложена доработка) или отклонялись. Одними из качеств приобретаемой модели были не только ее художественные достоинства; учитывались также особенности требований материала и технология производства.

Необходимым условием для новых работ являлась художественная и идеологическая связь с современностью; поощрялись темы современного быта, города, деревни, Красной Армии, пионеров, национальных меньшинств. Известные нам экземпляры скульптуры относятся к концу 1920-х — началу 1930-х годов; упоминание ее встречается в «Ведомости гипсовых моделей на 1 октября 1928 года»; она числится как «Комсомолка с книгой в военной форме». Автором изображена стоящая девушка в военизированной блузе с поясом, юбке и сапогах; в левой руке ее книга «АЗБУКА/КОММУНИЗМА». Вероятно, одновременно была выполнена и фигура «Рабочий с молотом». Сейчас эти работы воспринимаются как парные. Рассматриваемая нами работа с ее геометризированными формами относится к фарфоровой пластике, испытавшей воздействие кубизма — модернистского направления, повлиявшего и на скульптуру. Роспись выполнена в соответствии с характером и образом скульптуры. В той же манере скульптура «Комсомолка с книгой» (из коллекции отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа) декорирована Михаилом Мохом. «Комсомолка» органично попадает в галерею образов, воплощенных в искусстве фарфора конца 1920-х — начала 1930-х годов. В это время на смену историко-революционным типам двадцатых годов пришли новые герои; это персонажи следующих работ: «Смычка города и деревни» В.П. Николаева, «Часовой» Т.О. Давтьяна, «Жница» Мануйловой, «Афганка, снимающая чадру» Трипольской, а также «Рабочий с молотом» и «Комсомолка с книгой» С. Квашнина и т.д. Рассматриваемая нами фигура «Комсомолка с книгой», характеризуя искусство фарфора своего времени, представляет значительный интерес для исследователей, коллекционеров и любителей фарфора.

Специалист по фарфору: Т.В. Кумзерова