Данько Елена Яковлевна
Елена Яковлевна Данько-Олексенко родилась 21 декабря 1897 года (2 января 1898 года) в селе Парафиевка (ныне Ичнянчский район, Черниговская область, Украина) в семье революционеров-народовольцев, железнодорожных служащих — Якова Афанасьевича и Ольги Иосифовны (Осиповны) Данько. Старшая сводная сестра — скульптор-керамист Наталья Данько. Детство провела в Москве и в Вильно. В 1908 году поступила в частную женскую гимназию Е. А. Крюгера в Киеве, в 1915 году закончила курс с золотой медалью. Начальное художественное образование получила в школе живописи Александра Мурашко в Киеве. В 1915 году переезжает в Москву, где берёт уроки у в студиях Ильи Машкова и Фёдора Рерберга. Как художник, находится под влиянием А. А. Сидорова. Занимается также офортом у А. В. Манганари. В 1916—1918 годах работает в канцелярии Инженерно-строительного управления, затем переходит на работу в Народный Комиссариат по просвещению. Знакомится с О. Д. Форш и К. И. Фединым, ставшими её наставниками в литературной работе. Увлекается антропософией; посещает лекции Андрея Белого. В В 1918 году переезжает в Петроград, где живёт до конца жизни.
В 1918—1922 годах пишет стихи, собранные ею в сборник: Е. Я. Данько. «Простые муки». Петроград. 1922. В 1919 году вступила в члены Вольной философской ассоциации (Вольфила). Участвует в деятельности Вольфилы до 1924 года. С февраля 1919 года начинает работать помощником техника, затем кукловодом в кукольном театре «Студия», под руководством Л. В. Шапориной, ставшей ближайшей подругой художницы.[4] Создаёт инсценировки для спектаклей кукольного театра («Красная шапочка», «Сказка о Емеле-дураке», «Гулливер в стране лилипутов» (1928), «Пряничный домик», «Дон-Кихот» и др.) В период 1920—1930 — х годах на сценах ленинградских кукольных театров постоянно шли многочисленные спектакли по инсценировкам Е. Я. Данько. С 1923 года состояла членом литературной коллегии «Театра юных зрителей». С 1919 по 1924 год работала на Петроградском (Ленинградском) фарфоровом заводе, художницей по росписи фарфора. Первые росписи Е. Я. Данько в фарфоре имели орнаментальный или цветочный характер («Венок с серой розой», «Васильки и зелёные птички»), относились к крестьянской тематике или изображали пейзажи. В 1924—1925 годах училась в Академии художеств в Петрограде (класс К. П. Петрова-Водкина), поступив туда по ходатайству фарфорового завода. Ушла из института из-за несогласия с методикой преподавания живописи. В начале 1920-х годов создаёт несколько моделей в мелкой пластике (сделанных в соавторстве с сестрой, Н. Я. Данько): наиболее популярная работа — « Освобождённый Восток» («Турчанка»), также «Грузинка с кувшином на плече», «Пионер с барабаном»). В середине 1924 года была уволена с завода. За время своей работы в живописной мастерской Е. Я. Данько создала немало значительных работ, многие из них выставлялись в разное время на советских и зарубежных выставках.
С 1922 года изучала историю керамики. В 1923 году журнал «Художественный труд» напечатал её статью о советском художественном фарфоре. Позднее она написала ряд популярных книг по истории фарфора: «Ваза Богдыхана» (М.-Л.: Радуга, 1925), «Фарфоровая чашечка» (Л., Гос. изд., 1925), «Китайский секрет» (М.-Л.: Гос. изд., 1929, иллюстрации Николая Лапшина).[5] В 1930-е годы совмещая литературную и художественную работу, возвращается к работе на Государственном фарфоровом заводе, где работает над росписью мелкой пластики. Занимается изучением истории Ленинградского фарфорового завода, работает в архивах. Работает над книгой «Фарфоровый завод в 18 веке» (не издана). В начале 1941 г. заканчивает редактировать первую часть этого труда. Глава из этой книги помещена как вводная статья к каталогу «Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова» (Л.: Гос. контора справочников и каталогов, 1938).В августе 1941 года Ленинградский отдел художественного фонда СССР ходатайствовал об эвакуации Е. Я. Данько в Ташкент, но она отказалась от эвакуации. Блокадную зиму 1941—1942 годов провела в Ленинграде. 27 февраля 1942 год выехала в эвакуацию, вместе с сестрой Н. Я. Данько и матерью О. И. Просвиряковой-Данько. Через несколько дней Е. Я. Данько и её мать скончались от последствий истощения, в поезде, в пути из блокадного Ленинграда в Ярославль и Ирбит; похоронена на одном из полустанков в пути.
(В.Левшенков «Творчество сестер Данько», 2012, стр.424)