Котович-Борисяк Раиса Ивановна

Котович-Борисяк Раиса Ивановна

Живописец, график. Родилась в семье военного. Жила в Петербурге (1908–1914). Посещала занятия на историко-филологическом факультете Высших женских (Бестужевских) курсов (1912–1914), одновременно училась в ХШ Е. Н. Званцевой у К. С. Петрова-Водкина. С 1915 жила в Москве, была сотрудником Главмузея, хранителем музея в Новодевичьем монастыре (начало 1920-х). Участник выставок: «Мир искусства» (1915, 1917), 1-й и 2-й Профессионального союза художников-живописцев (1918), во Дворце искусств (1919), IV государственной картин (1919), в ГИМ (1923, 1924), «Жар-цвет», «30-ти московских художников» (обе — 1924). В 2000 две небольшие персональные выставки — в журнале «Наше наследие» и ЦДХ в Москве — пробудили внимание к творчеству художника. Была дважды замужем. Первый муж, Андрей Алексеевич Борисяк (1885–1962) — виолончелист, педагог, ученик Пабло Казальса. Второй муж, Николай Николаевич Померанцев (1891–1986) — выдающийся музейный деятель и реставратор.

С 1918 сотрудник «Комиссии по сохранению и раскрытию древних памятников» под началом И. Э. Грабаря, работал в Московском Кремле искусствоведом, хранителем Оружейной палаты, заведующим памятниками Кремля (1919– 1934). В 1934 за «противодействие сносу ненужных памятников старины» осужден на три года ссылки на Север, отбывал наказание в Вельске. В Москву вернулся только в 1946, работал в Центральных реставрационных мастерских. Фрагменты дневника Р. И. Котович-Борисяк с комментариями и послесловием Н. А. Померанцевой опубликованы в книге: Теоретико-литературные итоги ХХ века. Т. IV: Читатель: проблемы восприятия. М., 2005. С. 578–589.