Sandbox

В представлении взрослых мир детства окружен радостными переживаниями и елейными воспоминаниями.
Ангельского вида девочки, добродушные игрушки и преисполненные наилучших побуждений старшие товарищи. Все не так. В детстве водится молоко с пенкой, жестокие сверстники из соседнего двора и мстительные обладательницы кукол в розовом из ближайшего подъезда. Фотографическая серия Али Есипович «Песочница» — про то, что детство на самом деле уродливо. Это напасть, с которой невозможно справиться. Ее можно только пережить и забыть. Поэтому самое страшное, что может случиться с человеком – это остаться в своем времени навсегда. Быть маленьким – значит оставаться выброшенным за пределы круга обычной жизни. В этом смысле взрослые – они как предоставленные сами себе дети: они никогда не простят ни чужой слабости, ни чужой беды.
И детство – это чудовищный фантом, который для большинства живущих, к счастью, со временем исчезает.
«Песочница» Али Есипович еще и о другом. О том, что попав во взрослую жизнь мы по прежнему остаемся беззащитными. Мы остаемся детьми, которые так и не научились у подруг в классики, ловко подтягиваться на турнике и побеждать в битве за жизнь в замкнутом круге дворовой площадки. Взрослая жизнь жизнь тоже оказывается обманом: ведь мы все равно остаемся уязвимыми. Но, возможно, именно эта неспособность к сопротивлению и делает нас людьми. Такими, как мы хотели стать в детстве, когда играли в космонавтов и мореплавателей – сильными и справедливыми – настоящими героями. Время уходит сквозь пальцы, как песок из песочницы. Мама не придет. Никогда.

Александр Боровский

руководитель отдела современного искусства Русского музея