Men in my life

Новая серия Али Есипович «Мужчины в моей жизни» продолжает главную линию её искусства: телесное в предельных своих проявлениях, в ситуациях, когда оно как бы преодолевает себя. Аля Есипович в предыдущих своих сериях нашла возможность «нащупать» и визуализировать некий прямой канал выражения телесного в экстремальной ситуации : обнаженные тела тела карликов и очень пожилых женщин («No Comment»), очень разновозрастных супружеских пар («Happiness») , женщин среднего возраста, не состоявшихся ни в профессиональной, ни в личной жизни («Star of the scene») буквально говорят о конфликтности телесного-видимого и телесного-универсального, телесного-данного и телесного-желаемого, мечтаемого, лелеемого. Визуализация этого конфликта – формат, как говорится, не глянцевый, но надо отдать Але Есипович должное: её всегда интересовали больше достоинство и человечность, нежели экстремальность и аномалии как таковые… В новой серии художник включает в дело механизм персонификации, хорошо известный современному искусству показывает себя в ситуациях взаимоотношений с разными мужчинами. Фотографии откровенно постановочны, так что момент автобиографичности и связанные с ним пикантности снимаются. Мужчины меняются, они – разные и по «положению», и по принципу показа: одни, видимо, действительно каким-то образом присутствуют в «её жизни», другие являют собой типажные маски или, по терминологии философа В.Подороги, «тела-стимуляторы» (мачо, body guard, комедийный пожилой ловелас, студент). Ситуации тоже типологичны и потому условны: больница, быт, «любовь» в стадиях «до» и «после».

На некую универсальность намекает и выстроенность мизансцен и поведение «героев»: когда-то один из критиков написал, что художник дрессирует своих моделей, что ж, поведенческая «послушность в кадре» есть и здесь. Аля Есипович сильна в инсталлировании тел в пространстве, именно благодаря этому инсталлированию пространство обретает точную и узнаваемую эмоциональную наполненность. Я ощущаю его как пространство наказания (во всяком случае – постоянной проверки, предоставления себя для процедур тестирования). Женщина наказана или наказывает себя – за что? За любовь (или неспособность любить и быть любимой), за эгоизм (или предельную обращённость вовне, тотальную доверчивость), за сексуальность (или отказ от неё – затрапезность, уход в быт и т.д.). Нарративный план всегда присутствует у Али Есипович как некий потенциал, возможность. Это не литературный рассказ (хотя и он не отрицается – «пусть говорят!»): из себя, за себя и про себя говорят тела. Их поведение в пространстве. Их способность «отзываться» друг в друге. Наконец, их взаимонеобходимость или отсутствие таковой. Подлинность, выношенность этого «разговора телами» пробивают и общую постановочность, и рассудочность «раздачи ролей». И – цвет. Красный в отпечатках Али Есипович менее всего означает некую символизацию или экспрессионистическое нагнетение страстей. Это – метафора просвечивания, процедуры тестирования, о которых уже говорилось. И одновременно это – допущение возможности некого разряда, пробивающего отчуждение между людьми. Для не гламурного, но и малогедонистичного мира фотографий Али Есипович это – жизненно важное допущение.

Александр Боровский

руководитель отдела современного искусства Русского музея