Marriage

В новом проекте Аля Есипович продолжает тему, постоянно её волнующую. Её можно определить, используя название романа известного в своё время немецкого писателя Ганса Фаллады: «Маленький человек, что же дальше?». «Маленький человек» Есипович – на самом деле, человек нормы, волею обстоятельств сопротивления, поставленный в ситуацию, он вынужден за эту самую норму бороться. Герои Есипович – на всём протяжении её творчества – находятся под гнётом разного рода обременений : телесных (физические аномалии, возраст и пр.), социальных, поведенческих, вкусовых. И они стойко преодолевают эти обременения, они находятся в постоянной борьбе за то, что представляется им нормой. То есть, счастьем. На этот раз нома действительно, а не метафорически, равна счастью: проект Есипович посвящён брачующимся, людям, подсмотренным в момент остро переживаемого состояния возможности некого счастливого прорыва рутинных обстоятельств. Как всегда, её оптика настроена антропологически и социально безжалостно: её герои далеки от современных эталонов не красоты даже – обаяния, социальной успешности, поведенческой уверенности и пр.

В то же время это и не просто «униженные и оскорблённые» — автор менее всего, как мне думается, претендует на роль социального критика и бичевателя нравов. Нет, её герои – не материал для социальных обобщений, это – штучный товар. Это – фрики поневоле, отходы индустрии «секса в большом городе», это – «неформат», но яркий и индивидуализированный. Есипович умеет безошибочно визуализировать именно эту «неформатность» как индивидуальность. Она уважает стойкость своих героев в борьбе за «норму», но показывает-то она иное: стремление быть «как все, как все, как все», обречённое в силу непреодолимости упомянутых выше обременний, выковывает типы неординарные в своей упёртости и несгибаемости. А.Есипович с каждым новым проектом укрепляет уникальность своих позиций художника, работающего с материалом не столько социально-критического, сколько, я бы сказал, социально-антропологически-эстетического порядка.

Александр Боровский

руководитель отдела современного искусства Русского музея